Алексей Дмитриевич Романов в 1940 г. окончил историко-филологический факультет Сталинградского государственного педагогического института. По распределению поехал работать учителем в Бурят-Монгольскую АССР. Однако работать по профессии пришлось недолго.
В этом же году был призван в Красную Армию и для прохождения службы направлен в Брестскую крепость. Успешно закончил школу младших командиров. Политически грамотный, дисциплинированный, в совершенстве владеющий оружием младший лейтенант Романов пользовался большим авторитетом среди комсомольцев школы младших командиров 455-го стрелкового полка, и они избрали его своим комсоргом.
В бой с фашистами младший лейтенант Алексей Романов вступил в первые минуты войны. Принял на себя командование разрозненными группами красноармейцев и организовал оборону одного из участников Брестской крепости. Когда закончились боеприпасы, Романов повел свое подразделение на прорыв. В ходе боя был пленен, однако ему удалось бежать и выйти к своим войскам. В бою под Барановичами был тяжело ранен и контужен и вновь попал в плен.
Алексей Романов находился в различных концлагерях, а осенью 1941 г. был отправлен в концлагерь «Феддель», расположенный в Германии. В лагере возглавил антифашистскую группу, вел антифашистскую пропаганду, готовил массовый побег советских военнопленных. В феврале 1943 г. в лагере узнали о разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом, узники воспрянули духом. Активизировала свою деятельность подпольная организация. Но гестаповцам удалось напасть на ее след. Романов тогда чудом избежал смерти.
В декабре 1943 г. пленных стали гонять в порт на разгрузку судов. Романов и его товарищ Мельник решили бежать в Швецию. 25 декабря под покровом темноты они бежали из колонны и укрылись в одном из подвалов, залитых водой. Двое суток беглецы провели в ледяной воде, пережидая облаву. Пробрались на шведский пароход «Ариэль», спрятались в трюме, в угле. Несколько суток судно стояло в Гамбурге под погрузкой, а потом взяло курс на Гётеборг. В Гётеборге шведские рабочие, разгружавшие судно, нашли два безжизненных тела: Романова без сознания, а Мельника мертвым. Романова поместили в госпиталь, он медленно возвращался к жизни, затем добился вызова сотрудника советского посольства, где находился после выздоровления. Он рвался на Родину, чтобы с оружием в руках мстить ненавистным фашистам. «Вы свое отвоевали», – сказал ему тогда Александра Колонтай. В СССР Романов вернулся в 1944 г., когда капитулировала Финляндия, и путь на Родину стал свободен.
Писатель Сергей Смирнов рассказал о трудной судьбе выпускника СГПИ Алексея Романова в главе «Путь на Родину» своей книги «Брестская крепость». Сергей Смирнов вспоминал, что в 1957 году, когда Алексея Романова восстанавливали в рядах партии, показали ему лагерную карточку пленного, оказавшуюся в захваченной нашими войсками гитлеровской картотеке. Там была приклеена фотография Романова в одежде, а в графах педантично записаны все штрафы и аресты, которым он подвергался. Внизу стояла последняя запись, заверенная печатью со свастикой: «Номер 29563 бежал из лагеря 25 декабря 1943 года, пойман не был».
Романов долго и задумчиво разглядывал эту карточку, свою фотографию и вдруг, улыбнувшись, сказал:
– А ведь счастливый номер оказался. В этой лагерной лотерее мало кто выигрывал. Мне вот повезло…»